На повестке дня
Saab.
Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget — Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в
1937 году. Главной задачей компании было производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции.
Дабы избавиться от иностранной зависимости в 1937 г. несколько национальных предприятий при поддержке правительства образовали авиазавод, организованный в г. Тролльхеттан в 100 км от Гетеборга, получивший название
Svenska Aeroplan AB — сокращенно SAAB.По мнению известного авиаконструктора Гунара Лунгстрема, являющегося в то время «мозгом» саабовской компании, наиболее близким к самолетостроению по профилю оказалось автомобилестроение. Совместно с коллегами «по цеху» и с немецким конструктором двигателей DKW Гансом Мюллером, привлеченным к работе после исчезновения с рынка одноименной фирмы, они и разработали первый автомобиль Saab, который по содержанию очень напоминал упомянутые германские малолитражки, а внешне откровенно выделялся на фоне прочих авто оригинальным аэродинамическим дизайном. Не мудрствуя лукаво, саабовцы нарекли свое детище
Saab 92.001 вслед за последней 91-ой моделью выпущенного самолета.
Совершенный в профиль автомобиль спереди несколько напоминал лягушонка из-за «раздутых» дверей и традиционного в те времена саабовского зеленого цвета. С чем, собственно, соглашался и сам Гунар Лунгстрем. Это было в
1946 году. В процессе совершенствования Сааб приобрел более мощный двигатель
(25 л.с.), независимую подвеску и новый кузов все в том же аэродинамическом стиле, что сделало его чрезвычайно устойчивым на трассе, впечатляюще красивым и вместительным. При этом машина легко разгонялась и держала скорость до 100 км/час.
Всего было произведено 20 тестовых автомобилей, которым так и не довелось выехать за ворота предприятия.
И только в
июне 1947 года Saab 92, а именно его модификация
92.002 была представлена широкой публике с заявлением о запуске в серийное производство. Само серийное производство было начато 12 декабря 1949 года.
Кстати, еще в процессе тестирования саабовские инженеры-испытатели, решили сделать ставку на мощность, эргономику и устойчивость автомобиля, делегировав свой экипаж, а именно Ральфа Мильда и Saab 92, на зимние спортивные соревнования, проходившие в то время в Швеции, и не прогадали. Неожиданно для всех, в том числе и для представителей компании, эти состязания завершились полным триумфом «SAAB».
В свете открывшихся перспектив конец 1949 года стал началом производства спортивных автомобилей Saab модификаций Standart 92 и 92 DeLuxe.
Это послужило точкой отсчета нового этапа в истории компании – этапа стремительного развития, роста популярности и экономического подъема. Одна за другой выпускаются новые модели, которые с середины пятидесятых все без исключения «обуты» в бескамерные шины и оснащены основательно усовершенствованными 3-х цилиндровыми двигателями.
В
1955-м был представлен
Saab 93, который стал «пропуском» на внешний рынок.
В
1956-м на Стокгольмском салоне с претензией на очередные спортивные победы был продемонстрирован
Saab Sonett (мощность – 57.5 л.с., скорость – до 160 км/час, масса – 500 кг).
В
1959-м запущен в производство первый «универсал»
Saab 95, предназначенный для комфортного путешествия семи пассажиров или же для перевозки груза весом 0.5 т.
1960-й ознаменовался выпуском очередной модели
Saab 96, которая оставалась лидером продаж целых 20 лет и принесла саабовской команде еще пять спортивных побед.
1968-й – год рождения
Saab 99, снискавшего славу респектабельного и самого безопасного автомобиля в Европе.
Совершенствуя свои автомобили, саабовцы делали особый акцент именно на нее и на комфорт водителя и пассажиров. В шестидесятых появились ремни безопасности, были укреплены дверные балки, тормозные диски стали вентилируемыми, был реализован подогрев сидений, практичные стеклоочистители обеспечивают надлежащий обзор, а бамперы, которыми оснащались авто стали самовосстанавливающимися.
1976 г. - на Франкфуртском автосалоне был представлен серийный
Saab 99, оснащенный двигателем с турбонаддувом., который буквально произвел фурор в автомобилестроении.
В
1978-м саабовцы вновь «сорвали аплодисменты», предъявив общественности
Saab 900 – первый автомобиль с фильтрацией воздуха, поступающего в салон.
Разработками компании «Saab» того времени также являются система APC, позволяющая регулировать давление турбонаддува, и революционный 16-клапанный турбированный двигатель.
К дизайнерским разработкам привлекают итальянских специалистов компании «Lancia». Это сотрудничество в 1984-м ознаменовалось представлением новой концепции, которая прибавила популярности шведскому авто, а Saab 9000 Turbo и вовсе был удостоен нескольких международных наград.
В 1990-м году в результате реструктуризации отделения Saab Car произошло образование независимой компании «Saab Automobile AB», которая обрела выход на европейский рынок, продав 50% своих акций небезызвестной «Дженерал Моторс».Сотрудничество Saab AB и GM было весьма плодотворным.
В
1994-м появился всесезонный кабриолет
Saab 900 Convertible с двойным тентом и мощной печкой.
В
1997-м саабовцы вернулись к прежнему индексированию, представив роскошный седан
Saab 9-5, изюминкой которого явились сиденья с принудительной вентиляцией и новые подголовники SAHR, весьма эффективные в плане безопасности.
В
1998-м был представлен
Saab 9-3 с турбодизельным двигателем, который появился в результате многочисленных усовершенствований Saab 900. Всего было предпринято 1100 изменений.
Саабовцы постоянно совершенствовались, представляя все новые модификации упомянутых моделей, завоевывая признание и любовь европейских и американских автомобилистов, а «Дженерал Моторс» озадаченная идеей мирового господства в сфере автомобилестроения, в 2000 году прибрала к рукам все акции Saab Automobile AB. Однако уже в 2008-м совет директоров GM с целью безболезненного выхода из сложившейся кризисной ситуации принял решение об отторжении подконтрольной компании.
Новым официальным владельцем бренда Saab стала нидерландская компания Spyker Cars NV, занимающаяся производством элитных спорткаров.История логотипаПервая эмблема представляла собой двухмоторный самолет с пропеллерами, вид спереди. Надпись SAAB была размещена над фюзеляжем и развернутыми крыльями.
Когда производство автомобилей началось в декабре 1949, эмблема, вдохновленная авиацией, была зафиксирована на передней части капота. Логотип — надпись Saab располагалась на голубом фоне в квадрате с закругленными углами, а два стилизованных хромированных крыла самолета появлялись под надписью.
Эмблема SAAB всегда ассоциировалась с двухмоторным самолетом с пропеллерами. Новый логотип был расположен на фальшрадиаторной решетке, надпись Saab была поднята и удлинена, под надписью марки теперь располагался силуэта самолета.
Имя компании было изменено 19 мая 1965. Компания SVENSKA Aeroplan Aktiebolaget стала носить название Saab Aktiebolag, также был обновленн дизайн логотипа.
Группа Saab-Scania.Когда была создана Saab-Scania в 1969, в ходе слияния Saab Aktiebolag и Aktiebolag Scania-Vabis, новый логотип группы был задуман используя тот же шрифт, что и предыдущая эмблема.
До моделей 1973 года оба Saab 95/96 и Saab 99 использовали классическую эмблему компании: надпись SAAB и самолетик с пропеллерами на решетке радиатора.
В 1974 году на моделях использовался значок с простой, но элегантной эмблемой Saab.
Эмблема новой группы.В мае 1984 года Saab-Scania представляет новую эмблему группы.
Автомобильные традиции компании стали символизироваться тогда с Грифоном. Это мифологическое животное было изображено на гербе графства Skane, а имя "Scania" не что иное, как латинское имя "Skane".
Компания всегда была приверженцем высоких технологий. Эмблема была нарисована знаменитым Carl Fredrik Reutersward, и начиная с моделей 1985 года, новый логотип располагался как на легковых машинах SAAB, так и на грузовиках Scania.
Начиная с 1995 года, когда 50% акций были выкуплены General Motors, на грузовиках Scania начала использоваться новая версия предыдущей эмблемы группы.
Новая эмблема компании Saab появилась 14 августа 2000 и используется в настоящее время на всех моделях компании.
*Чистая прибыль SEK −3,009 млрд (2010 год);
*Число сотрудников 3,2 тыс. (2011 год), более 200 (2012 год), 150 (2013 год).