Как научить...

Модераторы: VEV, Дороже золота, Оператор НЗ, Модераторы СП

Как научить...

Сообщение Рыжая Элис » 15 июл 2013, 22:26

В этой теме задаем вопросы и делимся опытом о том как научии своих малышей считать, писать, учить стихи и т.д. Информацию об опыте специалистов и опытных родителей буду добавлять..
Всех люблю :)
Аватара пользователя
Рыжая Элис
Организатор СП
 
Сообщения: 6323
Зарегистрирован: 02 авг 2011, 10:47
Откуда: Центр
Благодарил (а): 4245 раз.
Поблагодарили: 2664 раз.

Re: Как научить...

Сообщение Вилка » 07 авг 2013, 23:58

10 способов научить ребенка говорить

1. Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.

2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.

3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!

4. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите – скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант – «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».

5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.

6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.

7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»

8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.

9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.

10. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.
Изображение
Вилка
 
Сообщения: 2455
Зарегистрирован: 12 фев 2011, 19:19
Откуда: г. Братск Центральный район
Благодарил (а): 212 раз.
Поблагодарили: 631 раз.

Re: Как научить...

Сообщение Рыжая Элис » 12 авг 2013, 22:00

10 шагов на пути к быстрому счету
Таблица, о которой пойдет речь, - часть пособия "1000 плюс" НОУДО "Методики Зайцева". Однако если ее у вас нет, не отчаивайтесь, можно использовать обыкновенную таблицу, в которой записаны все числа от 1 до 100 или от 0 до 99.
Изображение
Начнем с упражнений, описанных в пособии к "Тысяча плюс".

Шаг первый - знакомство. Посчитайте по таблице так же как считали до этого по ленте от 0 до 99. Можно считать просто так, громко и вслух, а можно с музыкальным сопровождением, под математические песенки Дмитрия Павленко "Я считаю лучше всех".

Шаг второй - десятки. На такой таблице десятки хорошо видно. Чтобы посчитать десятками, надо просто поставить указочку на старт и спускаться вниз, простукивая 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Опять же лучше всего это получается под музыку. Ребята отлично улавливают ритм и поэтому для них "петь десятками" - одно удовольствие. Считать десятками можно начиная с первого столбца, а можно со второго. То есть 1 - 11 - 21 - 31 - 41 - 51 и так далее. А потом иначе: 2-12-22-32-42.

Шаг третий - где мы встретимся? Ребенок ставит пальчик на ноль, вы за пределы таблицы - на 100. Теперь играем в игру: я называю тебе число, а ты мне в ответ называешь другое, но только с тем условием, чтобы вместе было сто. 1 - 99, 2 - 98, 3 - 97. Можно дружно порадоваться, когда малыши встретятся на цифре 50. По словам Зайцева, умение называть числа, дополняющие друг друга до ста, весьма пригодится не только в будущих устных вычислениях в классе, но и в жизни: заплатил 46 рублей, сколько должен получить сдачи с сотни?

Шаг четвертый - я загадал число. Вы загадываете число и предлагаете ребенку или детям (хорошо, если их несколько!) угадать, что за число вы задумали. Можно давать подсказки. Мое число однозначное, мое число четное (выделено черным), мое число больше десяти, мое число кратно трем, мое число простое и т.д. Это очень полезная игра - упражнение.

Шаг пятый - прятки. Подходит как для самых маленьких, так и для детей постарше. Возьмите клейкие листочки post - it и заклейте одно число в первом ряду, например, 3. Теперь попросите малыша угадать, что за число спряталось.

Шаг шестой - сложение и вычитание. Николай Зайцев не зря называет таблицу - столб тренажером. Ведь с ее помощью мы можем помочь малышу решать примеры, которые он в уме решать еще не может. Это наша опорная таблица. Например, вам надо понять, сколько будет 3 + 3. Ставим маркером метку на таблице в клетке три, если, конечно, таблица заламинирована. Или просто ставим одну указочку в клетку с тройкой, а другой делаем три шага вперед. Обязательно проговаривайте то, что делаете. Желательно таким образом решать по десятку простых примеров в день.

Шаг седьмой - счет двойками. Удобно по такой таблице прыгать через клеточки. Почему? Да потому что Зайцев использовал цветовое кодирование. Когда мы с четырехлетками считаем двойками, я напоминаю "Прыгаем только по оранжевым клеточкам" или "только по черным". И снова подойдет строка из песни Павленко "Четные числа делятся на два, четные числа делятся пополам, пополам".

Шаг восьмой - счет тройками, четверками и даже по 18. Правило такое же, как в предыдущем упражнении. Считает тройками, перепрыгивая через несколько клеточек. Полезно начинать с любого числа, допустим, с 15. Но для начала можно и с нуля посчитать.

Шаг девятый - ходилка - бродилка. Для этой игры вам понадобится кубик и два кусочка пластилина (я использую специальную замазку. которая не оставляет следов). Один кусок пластилина - это ваша фишка, другой - ребенка. Бросайте кубик, и идите по таблице столько шагов, сколько выпало точек на кубике. Побеждает тот, кто первым добрался до 100.

Шаг десятый - направо пойдешь. Один игрок задумывает число, другой должен угадать что это за число. Да не просто так, а следуя стрелочкам, которые диктует ему ведущий. Например, что это за число, если алгоритм выглядит вот так: 45 ← ← ↑ → ↑
 
http://smartkids.ru/zanimatelnaya-matematika/10-shagov-na-puti-k-byistromu-schetu.html
Всех люблю :)
Аватара пользователя
Рыжая Элис
Организатор СП
 
Сообщения: 6323
Зарегистрирован: 02 авг 2011, 10:47
Откуда: Центр
Благодарил (а): 4245 раз.
Поблагодарили: 2664 раз.

Re: Как научить...

Сообщение Рыжая Элис » 12 авг 2013, 22:19

Как научить малыша рисовать?
Изображение
Дети – великие экспериментаторы, которые активно познают окружающую их жизнь всеми доступными способами. Взрослые помогают им в этом, приобщая их к играм и творчеству.
Какая польза от занятий рисованием?
* Играя с ребенком в «рисование», вы научите малыша различать все цвета и их оттенки, количество предметов и их размеры.
* Занимаясь изобразительным искусством, ребенок развивает мелкую моторику рук и их координацию. Это очень важно для развития интеллекта. Малыш быстрее научится рассуждать в последовательности (логически), будет развиваться его внимание, память и связная речь.
* С помощью рисования детская рука подготавливается к письму.
* Чувства, трудно выражаемые словами, малыш сможет выразить в рисунке. Именно поэтому психологи прибегают к такому способу избавления от страхов, как рисование.
Когда начинать?

Детский интерес к процессу рисования пробуждается очень рано, часто из желания подражать взрослым. Однако, не ожидая, когда малыш потянется к краскам и карандашу, начинайте предлагать ему вместе порисовать.
Поначалу он будет наблюдать за вашими действиями: как вы водите карандашом по бумаге, какой появляется рисунок.
Совсем маленьким детям еще сложно держать в руках инструмент для рисования, поэтому в 4 месяца можно показать малышу, как можно рисовать красками, ладошками и пальчиками. Когда ребенок подрастет и сможет держать в руке ручку или карандаш, можно начинать с работы кисточкой, а затем карандашами и фломастерами.
На первом этапе не нужно учить малыша сразу рисовать предметы. Позвольте ребенку самостоятельно выводить необычные каракули. Эту обязательную «стадию марания» проходят дети до двухлетнего возраста (создавать конкретные изображения еще не обязательно). В этот период важно научить малыша правильно держать фломастер или карандаш, изображать линии, точки, круги и закрашивать какие-нибудь фигуры.
Для того чтобы ребенок научился правильно держать карандаш, существуют специальные обучающие методы. Обучение это идет постепенно, а начинается, когда малышу исполняется, примерно, девять-десять месяцев.
С чего начать рисование?

Начинать нужно с самого простого и понятного для малыша. Например, нарисуйте линии, овалы и предложите ребенку сделать то же самое. Затем задания усложняйте. Можно взять в свою руку ручку ребенка и вместе медленно нарисовать подобные овалы, квадраты или волнистые линии. Такой способ помогает малышу быстрее овладеть этими движениями (здесь подключается и мышечная память).
Постарайтесь сделать занятие интересным и одновременно познавательным. Для этого спойте песенку или расскажите стишок на тему изображаемого предмета.
Все дети любят сказки в картинках (например, «Петух и краски», «Мышонок и карандаш» и др.) - используйте их. В них также можно найти подсказки, как нарисовать какого-либо зверька или предмет.
Обучая малыша первым линиям (прямым, волнистым или замкнутым в кружок), вы заметите, что для него поначалу это будет очень сложно. Маленькому ребенку трудно контролировать движения своих рук, и поэтому управляться с цветными карандашами для него - тяжелый труд.
Чтобы процесс обучения проходил легко и непринужденно, нужно превратить его в игру. Например, предложите малышу одну из следующих.
1. «Дорожки». Сначала взрослый рисует на бумаге две линии – «дорожки» и предлагает ребенку провести по ним пальчиком (чтобы он понял суть задания, а мышцы запомнили это движение), а затем повторить карандашом. Для интереса придумайте историю, например с зайчиком: нарисуйте его в начале дорожки, а в конце – его домик. Далее вместе с малышом помогайте зайке «добежать» до домика.
2. «Одинаковые предметы». С помощью этой игры можно закрепить у малыша умение в начертании прямых линий, а также подключить логическое мышление. Заранее на листе бумаги нужно сделать несколько рисунков (можно наклеить) и предложить ребенку соединить между собой лишь те, которые отвечают условиям задания, например: соединить линией одинаковые предметы (цветы, куклы, машинки…), шарики одного цвета, и т. д. Задание постепенно усложняйте.
3. «Дорисуем картинку». Суть этой игры состоит в том, чтобы ребенок сам дорисовал недостающие элементы рисунка. Сначала нужно давать самые простые задания, где требуется добавить одну или несколько линий (ручка зонтика, лучики солнца, крыша домика…), возможно, это будут соединительные линии (от шарика к руке человечка, от цветочка к траве на полянке…). Затем задания будут усложняться, малыш должен будет дорисовать части рисунка. Например, вы нарисуете землю, а ребенок – траву, вы – тучку, а малыш – дождь, и т. д.
Купите малышу специальные трафареты, которые помогут создавать новые интересные фигуры.
 
http://territa.ru/publ/21-1-0-1026
Всех люблю :)
Аватара пользователя
Рыжая Элис
Организатор СП
 
Сообщения: 6323
Зарегистрирован: 02 авг 2011, 10:47
Откуда: Центр
Благодарил (а): 4245 раз.
Поблагодарили: 2664 раз.

Re: Как научить...

Сообщение Рыжая Элис » 12 авг 2013, 22:41

Как научить ребенка читать
Изображение
Итак, Вы решили, что Вашему ребенку пора научиться читать. Раннее развитие сейчас очень популярно, но как научить ребенка читать нельзя забывать, что самое важное – привить малышу желание учиться, познавать новое и постоянно развиваться. Именно в этом - главная задача развивающих занятий.
Существует мнение, что, для того чтобы привить ребенку интерес к чему-либо, необходимо дождаться момента, когда он сам этим заинтересуется. Учить ребенка читать в то время, когда он к этому не готов в силу свого психического развития - бесплодная работа. Мало того, преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка может оказать на него даже вредное влияние, вызвав неприятие самого процесса обучения и подорвав веру в собственные силы. Но не бойтесь начать рано. Главное, не забывать, что все это – игра, а не подготовка к экзамену.

Почему-то мы с юмором относимся к тому, что ребенок путает корову с лошадью, пропускает какую-то цифру в порядковом счете, никто не трясет перед ребенком, например, столовыми приборами: «Это ложка. Понял? Ложка! А это тарелка!» Но обучение чтению… Многим оно представляется сложным. Для кого? Как правило, для них самих. Ведь ребенок буквально впитывает информацию, он готов учиться. Посмотрите, как начинает стараться младенец, которому удалось в первый раз перевернуться. Он постоянно упражняется в этом новом для него умении, и это упорство в обучении присуще всем детям.

Разработчики методик говорят, что именно обучение раннему чтению дает ребенку огромный интеллектуальный потенциал. Уже читающий подготовишка или первоклассник быстрее развивается, легче и лучше учится, больше запоминает.

Как же научить ребенка читать? Сейчас существует множество методик обучения чтению. Самая, наверное, известная – "Кубики Зайцева" - уникальная разработка отечественного педагога с большим стажем преподавания.
Это не просто кубики с буквами, какие были у нас в детстве, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) очень быстро научиться читать, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Также методика содержит комплект таблиц, аудиокассеты и методические рекомендации. Обучение ребенка чтению превращается в веселую игру. "Играя", дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, составлять предложения, считать, писать.

Другой метод обучения чтению предлагает известный американский врач Глен Доман. Обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. Предполагается, что ребенок сам выведет закономерности чтения. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова. Недостатками этого способа обучения являются его трудоемкость для родителей (постоянное изготовление новых карточек строго определенного размера, как минимум пять очень коротких занятий в день) и недостаточное вовлечение в процесс самого ребенка (карточки не рекомендуется давать ему в руки, ребенок просто сидит и «фотографирует» их взглядом). Как Вы видите, эти методики практически противоположны друг другу.

К сожалению, часто бывает, что родители покупают пособия, но после нескольких занятий убирают их на антресоли, разочаровавшись в их авторах, в себе и даже в способностях собственного ребенка. Поэтому, если Вы решили научить свое чадо читать, попробуйте сами позаниматься с ним. Скоро Вы поймете, какой способ подойдет именно Вашему ребенку, и сможете выбирать программы сами. А может быть, Вашему будущему читателю будет достаточно коротких занятий в обнимку с мамой и книжкой.

Кубики Зайцева
Изображение
Подготовить почву для раннего обучения ребенка можно, повесив алфавит еще над детской кроваткой, на уровне его взгляда. Периодически, ненавязчиво, показывать какую-то букву и называть ее. На прогулке выкладывать буквы из веточек, чертить их на снегу, рисовать и раскрашивать их цветными мелками, а, придя, домой, читая ребенку книжку, – показывать в ней уже «пройденные» сегодня буквы.

Очень важно не допустить распространенной ошибки: показывая букву, говорить не «эм» или «мэ», а «М», ведь буква – это просто нарисованный звук. Иначе, позднее, при переходе к чтению придется фактически переучивать ребенка заново, ведь такая конструкция как «мэ»-«а»-«мэ»-«а» даже у взрослого не будет ассоциироваться с мамой.

Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв. Сначала это должны быть слоги «согласная + гласная»: МА, ПА, БА и т. д.

Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам. Но читать слова гораздо интересней, чем слоги. Поэтому слова их трех букв КО-Т, СО-Н, МИ-Р и т. д. можно предлагать даже в том случае, если малыш еще не читает слоги сразу. По возможности помогайте своему «ученику». Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог и догадаться, что за слово получилось.

Специалисты говорят, что продолжительность одного занятия с 3-4-летними малышами не должна превышать 10 минут. Конечно, в том случае, если ребенок требует продолжения, не стоит ему отказывать. Но лучше не вводить новые буквы, а попросить, например, назвать слова, которые начинаются на уже усвоенные. В этом возрасте необязательно заниматься каждый день, но и больших (более 4 дней) перерывов в занятиях быть не должно. С детьми 5-6 лет занимайтесь не больше 15-20 минут за одно занятие.

При первых же признаках усталости, потери у ребенка интереса к занятию его необходимо прекратить. Обязательно старайтесь проводить занятие весело в игровой форме. Не надо заставлять малыша заниматься и уж тем более наказывать его за неуспехи в учебе. Обучение должно быть в радость и Вам, и ребенку, только тогда он действительно полюбит читать. Ведь именно это является целью раннего обучения чтению. Механическому умению читать его научат и в школе. Но именно Вы можете подготовить ребенка к тому, чтобы Мир Книг (именно так, с большой буквы) открылся ему своими новыми сюжетами, жизненным опытом, приключениями, полезными советами, и был бы с ним на всю жизнь!
 
http://www.rebenok.com/info/library/reading/82010
Всех люблю :)
Аватара пользователя
Рыжая Элис
Организатор СП
 
Сообщения: 6323
Зарегистрирован: 02 авг 2011, 10:47
Откуда: Центр
Благодарил (а): 4245 раз.
Поблагодарили: 2664 раз.

Re: Как научить...

Сообщение Рыжая Элис » 13 авг 2013, 00:22

Как подружить ребёнка со сверстниками
Изображение
Кто из нас не хочет видеть своего ребенка в окружении хороших, верных друзей? Но для этого наш малыш сам должен научиться быть верным и чутким товарищем. А это сложная наука. И чтобы донести ее до своего чада, нам с вами необходимо приложить массу усилий.

Дружба – обширное понятие, в которое входит умение знакомиться, проявлять сочувствие и интерес к другому человеку, умение делиться, быть внимательным, уважать чужое мнение, контролировать и правильно вести себя в различных обстоятельствах и при этом еще быть тактичным и неназойливым. Это обмен знаниями, увлечениями, тайнами, радостью и переживаниями, это ссоры и примирения. Без сомнения, умственное, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка неразрывно связано с тем, есть ли у малыша друзья и как с ними складываются у него отношения.

Когда же наши малыши начинают дружить? Уже в семь-восемь месяцев можно увидеть, как они с любопытством наблюдают друг за другом, тянутся к соседскому малышу, чтобы потрогать его, при этом возбужденно пуская слюни, как улыбаются в ответ понравившемуся приятелю или присоединяются к нему, если тот заплачет. В год-полтора дети уже узнают знакомых малышей, радуясь при виде друг друга. Чуть позже они уже играют, сидя рядом, однако пока не вместе. А вот к двум-трем годам они уже учатся взаимодействовать в общей игре, и это самое сложное время.
Свой среди чужих

Дети обладают удивительной способностью быстро и легко завязывать отношения, они так же быстро мирятся, как и ссорятся. Они могут моментально включиться в игру с незнакомым малышом, провести с ним час-другой, строя куличи и совместно катаясь на горке, и забыть его через пять минут, уйдя с площадки. Здесь никто не разводит церемоний: один взял понравившуюся машинку прямо из рук увлеченного игрой карапуза, но и получил в ответ без промедления совком по голове. В этой «горячей» точке можно не удивляться исчезнувшему под всеобщий шумок самосвалу или бесцеремонно затоптанному куличу. В любой момент тебя может ущипнуть чем-то огорченный малыш, только потому, что ты оказался ближе всего к его руке, а ему как раз срочно понадобилась разрядка. Все-таки малыши, хотя и ищут общения друг с другом, время от времени по-прежнему «отключаются» в своих играх, забывая об окружающем их мире других детей. Собственнические интересы преобладают, и посягательства на любимые игрушки пресекаются бескомпромиссно.

Конфликты неизбежны, так как малыши еще только учатся принимать точку зрения другого человека. Свои желания прежде всего; иногда, конечно, хочется взять игрушку у «того парня», но для этого нужно, как говорится, «искать контакты». Время идет, и малыши входят во вкус, их уже все больше увлекают не сами игрушки, а их владельцы – другие малыши. К этому моменту карапузы уже понимают, что существуют правила, и они уже знают кое-какой толк в дружбе, пусть еще и на самом примитивном уровне. Так взаимодействие малышей все больше и больше усложняется, переходя на новые уровни параллельно с развитием речи и социальных навыков. Но все же малыши еще очень часто ссорятся. В их спорах держите максимальную дистанцию и постарайтесь не вмешиваться. Помните: если ссоры всегда заканчиваются перемириями, это лишнее доказательство, что отношения сбалансированны и среди играющих малышей нет того, кто доминирует.
Друг не бывает «вдруг»!

Уже сейчас, в самом раннем возрасте, можно увидеть особенности поведения того или иного малыша. Один карапуз общителен и подвижен, другой – застенчив и пуглив, третий – настоящий дипломат. Постарайтесь понаблюдать за тем, как ведет себя на детской площадке ваш малыш: в кругу сверстников дети зачастую ведут себя совсем не так, как дома. Ближе к двум годам малыши все активнее интересуются другими детишками, именно в два-три года дети получают свой первый опыт межличностного общения. Для родителей это отличная возможность выявить и внести необходимые корректировки в поведение своего чада, научить его ладить с другими людьми, не нанося вреда окружающим и не испытывая обид и разочарований. Ищите корень проблемы – и тогда уже легче будет найти нужный выход из положения.

Учимся знакомиться


Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Как ведет себя ваш малыш в незнакомой компании? Умеет ли знакомиться? Некоторые ребята делают это легко и свободно, и им не нужна помощь взрослых. «Здравствуй, мальчик! Меня зовут Никита, а как зовут тебя? У тебя что за машинка? А хочешь посмотреть мою? Давай поиграем!» Чаще всего этого достаточно, чтобы игра завязалась. Но если вашему малышу трудно проявлять инициативу?

Помогите ребенку, используя дома его любимые игрушки. Простая, казалось бы, игра в знакомство научит малыша не только завязывать отношения с незнакомыми ребятами, но и правильно вести себя в той или иной ситуации, исправить некоторые сложности в своем поведении. Покажите ребенку возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть теперь первым «знакомится» малыш. Проиграйте часто возникающие ситуации,попробуйте найти наиболее удачную линию поведения. Что делать, если зайка и мишка хотят играть одной и той же игрушкой? А что, если зайке захотелось покачаться на качелях, а мишка тоже хочет покататься? Прогнать, подождать или покачаться вместе? Подобные ролевые игры объяснят крохе все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.
Первый выход

Дети, которые с самого раннего возраста видят других малышей, воспитываясь, например, в большой семье, как правило, привыкают к общественной жизни раньше. Если же у вашего ребенка такого опыта еще не было, он нуждается в вашей помощи. Первые выходы в свет даются всегда нелегко – малыш цепляется за мамину юбку и наотрез отказывается играть с другими ребятами. Тренировки на любимых игрушках важны, но реальное общение с настоящими карапузами все-таки может пойти не по сценарию, и тут малыш все еще теряется. Если родители заставляют ребенка общаться со сверстниками, это редко приводит к хорошим результатам; более того, желание делать все наоборот, присущее младшему дошкольному возрасту, может привести к тому, что малыш станет недружелюбным. Дайте ребенку время и возможность самостоятельно прийти к выводу, что играть со сверстниками интересно. Придя на детскую площадку, ненавязчиво вовлекайте его в общую игру. На собственном примере покажите ребенку, как присоединиться к играющим сверстникам. Правда, для этого вам самим придется забраться в песочницу и убедить других детей принять вас в свою команду. И тогда малыш охотно последует за мамой: ее присутствие придаст крохе уверенности в незнакомой компании. Подумайте, может, вашему малышу стоит посещать какую-нибудь игровую группу или почаще появляться на детской площадке? Попробуйте познакомиться с мамой другого ребенка, договориться с ней о совместных прогулках с малышами.
«Игрушечные» битвы

Малыши трех-четырех лет успешно играют вместе. Но не всегда. Часто малыши не могут поделить игрушки, так как им не хватает опыта, чтобы развить нужный для совместной деятельности сюжет. Две малышки играют с куклой, катают ее на коляске, пеленают и кормят из ложечки. Но раздается пронзительный крик – и вот уже они тянут куклу в разные стороны.

Надо вмешаться. Но ваша задача – не решать, кому достанется кукла. Нужно научить детей совместной игре, где у каждого ребенка будет своя интересная роль: «Девочки, слышите. Маша плачет, вы сделали ей больно. Ей срочно нужна помощь. Таня, ты будешь мамой Маши, а ты. Юля, будешь доктором, и Таня приведет к тебе свою дочку лечиться». Помогите придумать сюжет, обыграть его под вашим чутким руководством, а потом предложите малышкам поменяться ролями. Так можно уладить почти любой конфликт. Главное, не паникуйте: дети не рождаются дипломатами, и силовые приемы в дошкольном коллективе – вполне нормальный способ выяснения отношений. Главное: если ваш малыш ударил или толкнул другого – не кричите и не шлепайте его за это. Так вы только утвердите малыша во мнении, что сила – лучшее оружие в вопросах решения проблем.
Маленький диктатор

Довольно часто в коллективе малышей появляется маленький командир, который стремится подчинить себе других. Он диктует свои правила, заглушает инициативу сверстников в игре, настаивая на своем всеми силами. С такими детьми, как правило, никто не хочет дружить, малышам трудно понять и принять капризы такого ребенка.

Переориентируйте лидерские качества своего малыша на соревнование командой, чтобы, играя, он стремился к успеху вместе с другими и ради других. Предложите: «Митя, давай ты будешь сегодня самым благородным и терпеливым! Как ты думаешь, ты сможешь пропустить вперед своих друзей и не расстроиться? Сможешь? Молодец! Ребята, смотрите, Митя уступает вам очередь в игре, хотя ему тоже очень хочется поиграть первым». Постарайтесь сформировать у своего ребенка чувство группы. Если расширить в его представлении понятие «мое», можно сделать его настоящим лидером. Одно дело, когда ребенок видит в других только соперников.

другое – свою команду, которой он, сильный, умный, может помогать. Поощряйте игры, в которых нужно действовать сообща. Подойдут ролевые, в которых очень важна сплоченная, дружная совместная работа: игры в «пожарников», «спасателей», «больницу».
Малыш-новичок

Малыш пошел в детский сад. Теперь кроха будет учиться самостоятельно заводить свои отношения с другими малышами. Вы уже не сможете сказать за малыша, как его зовут, или попросить за него чужую игрушку.

Воспользуйтесь дорогой домой, чтобы помочь ребенку завязать контакты с другими детьми. Пригласите кого-нибудь из родителей зайти на ближайшую детскую площадку: два знакомых ребенка в окружении посторонней детворы будут держаться рядом. Спросите малыша, нравится ли ему кто-нибудь из его группы: пригласите его в гости или на совместную прогулку. Принесите в сад пирог, чтобы ваш малыш мог угостить новых друзей и почувствовать себя в гуще событий. Достаточно помочь ему найти одного-двух приятелей, и ситуация поправится. Приучите ребенка приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться. По дороге домой поинтересуйтесь, играл ли он с Юрой, помирился ли с Колей, выздоровела ли Аня, узнайте, что тревожит малыша, как зовут его друзей, с кем он пока не может найти общий язык.

Наблюдайте, как он себя ведет в детьми в парке, в гостях: стесняется, уединяется, дерется или же легко находит общий язык, тянется к общению, чувствуя себя раскованно. Учите здороваться, предлагать детям свои игрушки и просить разрешения играть с чужими, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
 
http://aguu.ru/friends/
Всех люблю :)
Аватара пользователя
Рыжая Элис
Организатор СП
 
Сообщения: 6323
Зарегистрирован: 02 авг 2011, 10:47
Откуда: Центр
Благодарил (а): 4245 раз.
Поблагодарили: 2664 раз.

Re: Как научить...

Сообщение Рыжая Элис » 13 авг 2013, 00:29

Как отучить сквернословить?
Изображение
Примеров не будет. Привести пример, до еще опубликовать его на всю страну, – значит закрепить его в общественном сознании и памяти. Впрочем, примеры и не нужны. Родители детей дошкольного возраста и работники детских садов знают, о чем идет речь, и знают, как правильно на это реагировать: «Не говори так, это плохое слово!». – «А во дворе мальчишки так говорят!». – «Ну и что? А ты своей головой думай!». Можно даже ничего не говорить, а просто поморщиться. Дети – великие физиономисты, они с младенчества умеют читать по лицу (а еще и по интонации!) так хорошо, как будто готовятся стать профессиональными психологами. Другое дело, что они не всегда комментируют свои «полевые» наблюдения.

Детское сквернословие

Одни слова, разумеется, не помогут, но ведь они рассчитаны на перспективу. А в наше время – время плюрализма и толерантности – иногда так желанны четкие установки (и для взрослых тоже!) о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Родители знают, что воздействие ситуативное, косвенное на порядок значимее ежедневных замечаний, подчас резких. Можно рассказать истории из жизни: например, мама-казачка ударила взрослую дочь по губам всего лишь за то, что та произнесла слово чёрт. Еще один способ -угроза будущему: «Кто тебя замуж возьмет с такими словами?». Как ни странно, но дети думают о будущей семье чаще, чем о будущей профессии! Пример. Девочка пристрастилась к жвачке, мамины слова на нее не действовали, но в один прекрасный день она торжественно заявила: «Мама, не покупай мне жвачку!». Оказывается, в школе сказали, что жвачки могут привести к тому, что у девочек не будет детей.

Итак, если не приводить примеров и не повторять того, что всем давно и хорошо известно, зачем писать статью? А вот зачем. В отношении сквернословия далеко не все хорошо известно. И родителям, и особенно воспитателям детских садов необходимо, во-первых, знать, что именно считать сквернословием (кроме того, что и так ясно!); во-вторых, знать коварные мифы, подпитывающие распространившееся во всех слоях общества сквернословие; в-третьих, знать способы преодоления этого национального зла.
Что считать сквернословием?

Обратимся к первому из трех заявленных аспектов проблемы сквернословия – не столько детского, сколько взрослого, «считываемого» детьми. Если мы хотим победить в себе это зло, мы должны выполнять следующие предписания:

- Не употреблять слова, так или иначе связанные с главным сквернословием. Вместо того чтобы сказать: «Она матерится!», постройте фразу так: «Она ругается, выражается, сквернословит, грязно говорит».
- Исключить из речи эвфемизм блин, получивший широкое распространение. Эвфемизмы, конечно, в живой речи нужны. Даже младшие дошкольники понимают, что некоторые физиологические процессы называть напрямую неприлично. Эвфемизм – это замена так называемого плохого слова на нейтральное. Но с блином другая ситуация: он как бы заменяет одно из самых нехороших ругательств.
- Не рассказывать анекдот, не читать стихотворение, не петь частушку, не цитировать чьи-либо слова, если там есть хотя бы одно непечатное слово.
- Считать начальные буквы бранных словосочетаний полноценными ругательствами: мы не буквами мыслим, мы сразу же все декодируем, т.е. восстанавливаем, стоящие за ними слова.
- Постараться не употреблять фразеологические обороты со словом чёрт.
- Помнить о том, что ругательства не удается заменить аналогами. Мы выругались, даже если прибегли к так называемым параллельным словам. Однажды на лесоповале один заключенный-лингвист выругался (именно выругался, хотя употребил всего-навсего фонетические термины!): «Ах ты задненёбный фрикатив!».
О мифах, поддерживающих и питающих сквернословие

Остановимся на самых распространенных в нашем обществе.

Сквернословие базируется в том числе на мифе о свободе слова. Но свобода слова – это свобода содержания речи, но отнюдь не свобода выражения. За «свободу выражения» можно и срок получить по статье 130 УК РФ, и штраф заплатить (в Белгородской области с 2004 г. уже введены такие санкции). Унижением чести и достоинства человека, выраженным в неприличной форме, т.е. оскорблением, считаются прозвища, высмеивающие имя, отчество и фамилию, нецензурная лексика, сравнения с миром животных, оценочные прилагательные, адресуемые личности в целом, слова, подчеркивающие интеллектуальную или физическую неполноценность человека.
Сквернословие поддерживается мифом о том, что оно помогает выразить сильные чувства. Это недоработка филологов-прикладников: именно они должны пропагандировать формулы выражения сильных переживаний, так называемые идиомы и крылатые фразы. И в то же время объяснять, что сквернословить плохо, а сквернословящий, что очень важно, на самом деле осознает, что поступает плохо, потому что «плохие слова» облегчения не приносят и, более того, разрушают невидимую и хрупкую основу самоуважения, на котором держится наша психика.
К коварным последствиям приводит миф о том, что в малых дозах или в определенных ситуациях (например, в узком кругу, среди мужчин) сквернословие допустимо. Бороться с этим мифом помогает образ джинна, выпущенного из бутылки; его уже не остановить, не вернуть. «Мы не ругаемся – мы разговариваем!» – такая реплика прозвучала в ответ на замечание, т.е. сквернословие, по сути, стало выполнять функцию заполнения пауз.
Сквернословие подпитывается мифом о том, что ругаются все, бороться с этим бесполезно. Во-первых, не все. Во-вторых, не стоит следовать дурным примерам.
Сквернословие также зиждется на таком мифе: хочу – и ругаюсь, не хочу – не ругаюсь. Но вскоре оказывается: когда не хочу, тоже ругаюсь. Чем больше в речи ругательств, тем труднее без них обходиться. (В психиатрии известен синдром Туретто – когда человек забывает все слова, кроме «этих», полностью переходя на язык самооскорбления.)
Коварным можно считать также миф о том, что сквернословие – такой же недостаток современного речевого поведения, как использование иностранных слов или словесного мусора: типа, как бы, короче. Сквернословие нельзя ставить с ними в один ряд, иначе мы снимаем остроту проблемы, тем более что «все остальное», даже повторы слов необходимы говорящему в качестве ритма повседневной речи, у которой нет черновиков. Впрочем, это тема отдельной статьи.
Миф «Так, как русские, никто больше не ругается!» отнюдь не способствует прекращению или хотя бы сокращению сквернословия и, кроме того, в корне неверен. Ругательства есть в каждом языке.
Мы привели далеко не все проявления мифотворчества. Кстати, культурный и мыслящий человек как раз и призван плыть против течения, бороться с коварными мифами.
Как противостоять злу?

Сформулируем ряд положений в форме кредо.
Отношение политиков и ученых, книгоиздателей и телеведущих, преподавателей и воспитателей, писателей и журналистов, а также руководителей разных рангов к сквернословию должно быть отрицательным: «Да, это есть, но это плохо. Всегда плохо!». «Нет, вы скажите, когда все-таки можно ругаться? В небольших дозах…» – спрашивали меня во время записи телеинтервью 19 ноября 2008 г. Мой ответ «Никогда!» не понравился. Нетолерантный ответ, примитивный, убогий. Куда как лучше: «Иногда можно и нужно!». И именно в этом «иногда» и таится ловушка.
Не все, что есть в жизни, должно быть в печатной продукции. Книга должна оставаться неким фильтром, при отсутствии внешней цензуры внутренняя цензура в идеале должна работать на полную мощь. Зачем издавать книги, которые нельзя прочитать вслух?
Если хотя бы один человек не сквернословит, не все потеряно. Когда-то мы с упоением скандировали: «Единица – вздор, единица – ноль!» (В. Маяковский). И дальше – про то, что один даже бревна не поднимет. А в сказаниях о друидах говорится, что древний кельт мог один остановить разъяренную толпу. Мы можем больше того, что можем. Все действительно начинается с одного, и в наших детях надо развивать талант одиночеапвования, неподражания.
С возрастом, со взрослением речь очищается сама – жаргон уходит вместе с юностью. Значит, родители, бабушки и дедушки обязаны поддерживать культурный уровень, в том числе культуру речи. Чем не тема для разговора на родительских собраниях?!
Филологу, лингвисту, которого нередко атакуют просьбой рассказать об этимологии какого-нибудь ругательства, необходимо чаще вспоминать о профессиональном табу, запрещающем публично обсуждать тему, когда и какие ругательства появились в русском языке и что они означали.
А вы знаете, что имя человека может служить защитой от использования им бранных слов? Называйте и ребенка, и любого члена семьи как можно чаще по имени. Еще М.М. Бахтин писал, что имя – самое положительное слово для человека (см.: Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Рабле» Вопросы философии. 1992. № 1). Между тем имя уходит из обихода: «Ты почему не слушаешься? Сколько раз тебе повторять? Давай мой руки!». Еще пример: мальчика записали в группу детей с задержкой психического развития, так как он не мог назвать свое имя. А откуда он мог знать свое имя, если в Доме ребенка его называли по фамилии?
Защитой от сквернословия может стать и похвала, комплимент, живой интерес к личности другого. Воспитатель детского сада может научить родителей тому, как правильно хвалить детей. Похвала должна быть правдивой, но максимально конкретной, «точечной»: «Когда мы были в супермаркете, ты так хорошо все продукты разложил на тележке, что мне не пришлось брать вторую тележку!».
Сопротивляться речевому злу можно путем бойкота сквернословию, а чистоту речи признавать достойной награды, восхищения, публичной положительной оценки.
пособом сопротивления злу может стать откровенный разговор о трудностях работы и быта, трудностях, требующих больших душевных сил. Как сделать эту работу над собой осмысленной и плодоносной, а терпение веселым, как работать с собственной жизнью? Вопросы не только к психологу, социологу, экономисту, но и к филологу-прикладнику, знающему афоризмы, пословицы, крылатые слова, способные и успокоить, и поддержать. Управление коллективным бессознательным – процесс трудный, но здесь, как и в других областях деятельности, даже небольшие, но искренние усилия могут дать неожиданно большой результат. Да, все не перестанут ругаться, но даже если кто-то один победит зло в себе самом – это уже результат! «А я решила, что таких слов говорить не буду» – тихое признание одного может со временем стать путеводной звездой и для тех, кто моложе, и для тех, кто ниже по социальному статусу.

Все, о чем мы говорили, может стать материалом для беседы с родителями, но эта беседа, будьте готовы, окажется весьма острой. Вас закидают вопросами: «Почему в газетах печатают статьи с такими словами? Почему мы слышим их с экрана?». И т.д. и т.п. Это так, но не будем презирать тех, кто привык к плохому слову, а сами решим, каким зеркалом – чистым или грязным – будет наша речь в восприятии наших родителей и наших детей.
 
http://aguu.ru/ribaldry/
Всех люблю :)
Аватара пользователя
Рыжая Элис
Организатор СП
 
Сообщения: 6323
Зарегистрирован: 02 авг 2011, 10:47
Откуда: Центр
Благодарил (а): 4245 раз.
Поблагодарили: 2664 раз.


Вернуться в О врединках с трех до семи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48

Яндекс.Метрика